Методический кабинет

«Использование нестандартного

оборудования в организации двигательной активности детей»

Народная мудрость гласит : «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным: сделайте его крепким и здоровым!» Сохранение и укрепление здоровья ребенка – первооснова его полноценного развития. Главная цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, чтобы удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и физического развития детей. Надо признать, что в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже нормы. Это увеличивает статистическую нагрузку на определенные группы мышц. Снижается сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушение функций организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Мы осознаем, что физическое и интеллектуальное развитие должно проходить параллельно. Решение этой проблемы видится в совокупности социально – педагогических условий.

В   настоящее   время   особенно   актуальными   задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение  их  доступным  двигательным  умениям  и  навыкам. 

Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился  как можно с большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов. Предметное окружение имеет огромное значение для развития двигательной активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества.

Задачи физического развития можно решать с применением, как  традиционного, так и нетрадиционного оборудования, которое позволяет:

- повышать интерес детей к выполнению основных видов  движений и  участие в играх;

- способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;

- чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желание детей заниматься двигательной деятельностью;

- повысить моторную плотность физкультурных занятий;

- уточнять представления о форме предметов, положении частей, их относительной величине, о цвете предметов; развивать чувство цвета и формы;

- развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.

В реализации этих задач особое значение придается использованию многофункционального, нестандартного физкультурного оборудования, которое позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям, обеспечивает активную двигательную деятельность детей в течение всего дня.  

Все оборудование выполняет свою развивающую роль тем, что оно доступно для активности детей, становится предметом для упражнений и тренировок в метании, ходьбе и беге, лазании, равновесии.

Оборудование должно привлекать ребенка, формировать его эстетический вкус,  должно быть ярким, красочным, привлекательным.

Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале, спортивном уголке группы, на  участке.  Спортивно-игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:

- повышать интерес детей к различным видам двигательной деятельности;

-  увеличить объём двигательной активности детей;

- обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;

- приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;

- создать условия для проявления максимума самостоятельности,    инициативы, волевых усилий;

- приучать применять предметы спортивно-игрового нестандартного    оборудования в самостоятельной деятельности;

-пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям.

 Все вышеуказанные задачи легко решаются на физкультурных занятиях, а также в играх, эстафетах и самостоятельной двигательной деятельности с применением нетрадиционного физкультурного оборудования.

Оно  изготавливается  из  доступного  дешёвого  подручного материала:   пластиковых   бутылок   и   стаканчиков,   крышек   от   бутылок,  фломастеров,   остатков   линолеума,   поролона, клейкой   бумаги,   цветного  скотча, капсул от киндер-сюрпризов и т. д.

 Сделанные  пособия  являются  многофункциональными  и отвечают основным педагогическим требованиям:
    Доступны         детям         всех         уровней         физической  подготовленности (высокого, среднего, низкого).
    Позволяют     создавать     игровые     ситуации     сюжетного характера.
 Учитывают   особенности   психологического   развития   и  образного восприятия дошкольника.

Именно использование нетрадиционного физкультурного оборудования позволяет:

1) Повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр.

 2) Развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.

 3) Развивать чувство формы и цвета.

4) Способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей.

При этом, оно обязательно должно соответствовать требованиям «Инструкции по охране жизни и здоровья детей», легко подвергаться санитарной обработке, обеспечивать безопасность детей во время игр и занятий. Предлагаю несколько примеров нестандартного физкультурного оборудования, которые легко можно изготовить своими руками и использовать его для проведения подвижных игр в группе и на прогулке, различных игровых упражнений и занятий на свежем воздухе.

Один из приемов повышения эффективности физкультурного оборудования – новизна, которая создается за счет внесения нового нестандартного оборудования, смены переносного оборудования разных пособий в своеобразные комплексы (полосы препятствий, домики, заборчики). Дети всех возрастов выполняют упражнения с нестандартным физкультурным оборудованием с большим удовольствием и достигают хороших результатов. 




 

 
 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 «Солнышко»